HMS ROYAL CAROLINE (РОЙЯЛ КЭРОЛАЙН), 1749 Г.

Немного истории

   Любимая яхта короля Великобритании Георга II, названа в честь его супруги Каролины Бранденбург-Ансбахской. Корабль тщательно проектировался с двумя целями: создание пышной королевской резиденции для зарубежных поездок Его Величества и получение лучших технических показателей, поэтому он стал самым красивым, быстроходным, роскошным и современным по тем временам кораблём.

HMY Royal Caroline
Яхта Ройял Кэролайн изображена с 2-х сторон
фрагмент картины Джона Кливли Старшего.1750 г.
Национальный морской музей в Гринвиче.
   
   Почему яхта так знаменита и является одной  из наиболее копируемой масштабной моделью кораблей флота Англии (Великобритании)?  Почему коллекционеры из многих стран мира с удовольствием покупают именно эту модель?

   Король Георг II был женат на одной из самых образованных, умных и красивых дам Европы - Каролине Бранденбург-Ансбахской. 
Caroline
Она была его музой и советником, занималась политикой и заменяла короля  в его отсутствии. Георг II   испытывал к ней сильные чувства, и поэтому спустя более 10 лет со дня смерти супруги король назвал в честь неё эту яхту, поставив строительство под личный контроль.
   Таким образом, эта яхта не что иное, как посвящение своей супруге, образ которой не должен был покидать его в различных важных миссиях: её воплотили в носовой фигуре, где она величественно смотрит вперед, держа в руках скипетр и державу; а позади  неё два ангела держат 
корону над ней.   
   Весь богатый резной декор, обрамлявший корпус корабля также метафоричное жизнеописание Георга II со своей супругой  в образе богов Олимпа, что соответствовало земному статусу короля и королевы. С кормовой части, а именно там находились королевские покои, начинается  повествование о  небожителях - Юпитере и Юноне, запрягающих лебедей (символ чистоты, возрождения, поэзии и смерти). Она парит на колеснице в облаках, он позади неё, их окружают ангелы - все это тоже символично. Впереди лебедей архангел, держащий корону над галльским петухом - символ притязаний на земли Франции (Галлии). А далее на колеснице мчатся уже по волнам  Марс и Венера (она была рождена из пены морской) - отсылка к  совместному правлению и отношениям короля и королевы. Но в то же время обоих можно трактовать как самого Георга II и Нику - богиню Победы, вручающую ему лавровый венок победителя над морями. А ведь Англия укрепила своё положение "владычицы морей" именно при нём.
Приближаясь к носовой части корабля повествование завершается  триумфом в земных делах: тут и собака как символ преданности и привязанности и валийский дракон и Апполон с лирой как покровитель искусств, красоты  и гармонии.

Тендер Авось. 1806 г.

Olivuzza
Ново-Архангельск(Ситка), автор - Александр Ольгин
Тендер Авось, фрагмент

Немного истории.

   Это первое судно Российской Империи,  построенное в Америке русскими поселенцами в Ново-Архангельске (ныне Ситхе) на Аляске в конце лета 1806 года. Это был одномачтовый восьми пушечный корабль по типу тендер, длиной 48 футов и водоизмещением 50 тонн, которому присвоили имя “Авось”. Построил его  плотник Иван Петрович Корюкин. Экипаж состоял из 12 человек. 

   Тендеру «Авось» была уготована короткая, но легендарная судьба в истории России, Америки и Японии, известная по популярной до сих пор первой русской рок-опере Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», поведавшей нам о приключениях русских моряков и беззаветной любви на берегах Калифорнии российского посланника графа Николая Резанова и юной испанки Марии Консепсьон (Кончиты)-дочери коменданта крепости Сан-Франциско Хосе Дарио-Аргуэльо. Эта история относится к марту 1806 года, когда надо было во что бы то ни стало обеспечить русские поселения Аляски продовольствием. Граф, посетив Сан-Франциско, добился своего, и обеспечив продовольствием русские колонии, отправился в Петербург с ходатайством через  Александра I  к Папе Римскому на разрешение брака католички и православного.

   27 июля 1806 года «Авось» под командованием мичмана Гаврилы Давыдова, в компании судна «Юнона» (приобретенным ранее) и общего руководства лейтенанта Николая Хвостова, по повелению графа Николая Резанова отправился в секретную экспедицию для утверждения интересов Российской империи в акватории Курильских островов и Сахалина.

   На протяжении 1806-1807 годов были составлены точные карты южной оконечности Сахалина и ближайших островов, были совершены многочисленные военные рейды на побережье с целью недопущения японских судов в акваторию Сахалина и Курильских островов, приведения местных аборигенов в российское подданство и Вынуждения Японии заключить торговые отношения с Россией.

   11 октября 1808 года тендер «Авось» во время шторма потерпел крушение у побережья острова Чичагова в районе архипелага Александра на пути следования в Ново-Архангельск. Вся команда и часть перевозимого груза благополучно уцелели. 
Интересная статья: 
Гардемарины, вперед!

САНТА-МАРИЯ - ФЛАГМАН ЭКСПЕДИЦИИ Х. КОЛУМБА.

Портрет Христофора Колумба

Возможный посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо (1519).
Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)

картина Эжена Делакруа Возвращение Христофора Колумба

Эжен Делакруа - Возвращение Христофора Колумба

Image

Первое путешествие Христофора Колумба

Памятник Христофору Колумбу в Барселоне

Памятник Христофору Колумбу в Барселоне

Могила Колумба в кафедральном соборе г. Севилья

Могила Колумба в кафедральном соборе г. Севилья. Андалузия, Испания
Гроб несут короли Кастилии, Леона, Арагона и Наварры.

12 ОКТЯБРЯ 1492 ГОДА, ЭКСПЕДИЦИЯ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА ДОСТИГЛА ОСТРОВА САН-САЛЬВАДОР В БАГАМСКОМ АРХИПЕЛАГЕ. ЭТОТ ДЕНЬ СЧИТАЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ДАТОЙ ОТКРЫТИЯ АМЕРИКИ

 
   Незадолго до этого, в 1453 году Турки взяли Константинополь и пути в Азию и Индию за специями стали слишком дорогими и опасными. В 1474 флорентийский географ Паоло Тосканелли предлагает португальскому королю добраться до Индии и "островов пряностей" напрямую, через Атлантический океан, оценивая расстояние от Португалии до Японии всего в пять тысяч километров. Христофор Колумб, будучи мореторговцем в то время в Португалии, узнав о предложении Тосканелли, упрашивает в письмах последнего начертить ему маршрут на карте. Поскольку португальский королевский совет посчитал затею безрассудной, полагаясь на маршрут до Индии вдоль побережья Африки , через мыс Доброй Надежды, Колумб, после безрезультатного обращения к королю Англии Генриху VII, предлагает свой план молодой честолюбивой и амбициозной королевской чете Испании - Фердинанду II Арагонскому и Изабелле Кастильской.
Испанская корона выступала лишь небольшим акционером компании, но это дало толчок к дальнейшему поиску денег среди мореторговцев для этого рискового предприятия, среди которых был герцог Медина-Сидония - владелец 100 судов и предприниматели Хуан де ла Коса и Мартин Пинсон, снарядившие за свой счёт две из трёх каравелл и ставшие на них капитанами.
Экспедиция Колумба началась 3 августа 1492 года, когда корабли "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья" с экипажем в 91 человек вышли из бухты испанского города Палос-де-ла-Фронтера в Андалусии. Запасы воды и продовольствия пришлось пополнить на острове Гомера Канарского архипелага вместо Тенерифе - это было дешевле. Там же переночевав и отслужив мессу, команда храбрых исследователей направилась по указанному Колумбом курсу. Через два с половиной месяца, уже находясь на грани отчаяния и паники, 12 октября 1492 года экспедиция Колумба натолкнулись на один из Багамских островов, который мореплаватель назвал островом Сан-Сальвадор - в честь божественного спасителя Иисуса Христа. Две недели Колумб постепенно продвигался на юг, открывая всё новые острова из состава Багамских островов - Кубы и Гаити. В ночь на 26 декабря 1492 года флагман "Санта-Мария" сел на риф. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля построили форт - первое европейское поселение в Америке, наречённое по случаю праздника Рождества "Навидад".
15 марта 1493 года Колумб на "Нинье" вернулся в Испанию. С собой он привёз туземцев (которых в Европе называли индейцами, полагая что они из восточной Индии), немного золота, невиданные ранее в Европе растения (кукурузу, картофель, табак), плоды и перья птиц, а также изобретённые индейцами-гуарани плетёные гамаки.
Фердинанд II Арагонский и Изабелла Кастильская оказали Колумбу торжественный приём в Барселоне, о чем напоминает памятник, установленный там в 1888 году.
В том же 1493 году в чине адмирала и генерал-губернатора всех вновь открытых земель с экипажем свыше 1,5 тысячи человек на 17 кораблях Христофор Колумб отплыл в новое путешествие.
И сейчас, отмечая храбрость первооткрывателей новых земель, во многих странах мира ежегодно отмечают дату 12 октября как дату открытия Америки, вспоминая Христофора Колумба. На небольших перестроенных торговых судах (каракках) не предназначенных для длительных путешествий, с малочисленным экипажем, не имея полноценной карты, команда Колумба сделала важное открытие для цивилизованного мира.



   Хорошим напоминанием об этих отважных людях и историческом событии является модель флагманского корабля Христофора Колумба "Санта-Мария". Поэтому она станет значимым подарком на любой случай жизни.

Парусный линкор первого ранга
"Двенадцать Апостолов"

Корабль «Двенадцать апостолов» И.К. Айвазовский
Айвазовский И.К. «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

Немного истории.

 Парусник «Двенадцать апостолов» — крупнейший русский линейный корабль I ранга. Он был заложен на Николаевской верфи 1838 года, а спущен на воду и принят во флот в июле 1841 года. Постройка проходила под надзором командующего Черноморским флотом Лазарева М. П.
 Корабли этой серии не имели равных среди парусных кораблей по боевым качествам, при этом обладали красотой форм и изяществом, так например, каюты капитана и адмирала были украшены красным деревом, в кают-компании находился красивейший мраморный камин, а в каютах самих офицеров стояли вентиляторы, которые использовались в качестве очистителей воздуха. 
 Вооружение состояло из  130 пушек, 36 из которых находились на нижней батарейной палубе, причём это были 68-фунтовые бомбовые пушки, то есть стреляли разрывными снарядами - самое сильное вооружение того периода.
 Участвовал в перевозке более 1,5 тысячи солдат на Кавказ и позднее - в Крымской войне. Под конец Крымской войны  для усиления береговой артиллерии сняты большинство орудий и корабль преобразовали в госпиталь. В феврале 1855 года вместе с другими  кораблями затоплен у входа в бухту Севастополя, для блокады фарватера от врагов.

БРИГАНТИНА РОССИЙСКОГО ФЛОТА
ФЕНИКС 1787 Г.

А. Блинков. Сражение у мыса Тендра. 1955 год.

А. Блинков. Сражение у мыса Тендра. 1955 год.

Сражение у Фидониси. Владимир Косов

Владимир Косов. Сражение у Фидониси.

Сражение при Калиакрии. с участием Ф.Ф. Ушакова. 1791 г. Художник Владимир Косов.

Владимир Косов. Сражение при Калиакрии. 1791 г.

  Построенная в Греции и затем купленная Россией 12-пушечная бригантина «Феникс» вошла в состав российского Черноморского флота в 1787 году. Это было небольшое маневренное быстроходное двухмачтовое  крейсерское судно, которое использовалось для перевозки войск, в качестве транспортного и конвойного судна. Длина судна составляла 24,4 метра, ширина — 7,3 метра, а осадка — 2,9 метра. Вооружение судна состояло из 12 пушек, экипаж — 52 человека.

  В преддверии войны с Османской империей было закуплено большое количество греческих кораблей «Корсар» для усиления молодого российского Черноморского флота, (тогда во многих случаях также греческие экипажи нанимались на русскую службу). Такие корабли официально классифицировались как «крейсерские корабли» в списках ВМФ России. Первой войной корабля стала русско-турецкая война 1787-1791 годов.

  Летом 1788 года корабль под командованием прапорщика Г. Н. Бенардаки в составе эскадры контр-адмирала графа М. И. Войновича вышел в море на поиски неприятеля. 3 июля 1788 года бригантина участвовала в первом морском сражении русско-турецкой войны 1787-1791 годов под Фидониси между флотами России и Османской империи. В 1789 году в составе отрядов и эскадрилий неоднократно выходила в море на поиски турецких кораблей.

  В апреле 1790 года корабль доставил припасы и материалы из Херсона в Севастополь. В мае 1790 г. с эскадрой контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова вместе с другими кораблями-крейсерами разыскивал турецкие корабли, участвовал в блокаде Анапы, в сражении у Керченского пролива (был в резерве).

 


  В августе 1790 года в сражении у острова Тендра взяла в плен 10 пушечную турецкую бригантину. В октябре конвоировала пленные турецкие суда в Днепровский лиман к Очакову. В ноябре, вместе с крейсерским судном «Климент папа Римский» было послано в крейсерство к румелийскому берегу в район Варна — м. Калиакрия. У Варны они взяли в плен два турецких судна «Сакалева» и «Тумбаз» (при взятии затоплено), затем вернулись в Севастополь и привели туда пленное судно «Сакалева». В апреле 1791 года суда вновь ходили на поиск турецких судов к берегам Тавриды, а затем к анатолийскому берегу — от Синопа до Константинополя. 1 (12) апреля потопили два турецких судна. В июле судно в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова выходило в море. 31 июля (11 августа) 1791 года участвовало в сражении у мыса Калиакрии.

В 1794 г. «Феникс» под командованием мичмана С. А. Велисария с эскадрой находился в практическом плавании на Черном море, а в 1795—1797 гг. — на Черном и Азовском морях.

В войне с Францией 1798—1800 годов судно под командованием лейтенанта Л. Ф. Морского использовался как транспортное судно. В ноябре 1798 года судно прибыло из Севастополя к Корфу с провиантом для эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова. В декабре 1798 года доставила в Авпону требования Ф. Ф. Ушакова к Ибрагим-паше направить турецкие войска для штурма Корфу, блокируя крепость. В начале 1799 года судно находилось с эскадрой у Корфу, конвоируя транспортные суда с пленными французами, зашла в Мессину и прибыла в Тулон. В 1801 и 1802 бригантина плавала между портами Чёрного моря.

В 1803 году судно находилось под командованием лейтенанта С. С. Карачинского при Николаевском порту, разобрано после 1803 года в Николаеве.